Карданный вал – важнейшая составляющая трансмиссии автомобиля, которая способствует передаче крутящего момента от коробки скоростей на редукторы переднего моста и заднего моста. Его конструкция включает крестовину – механизм шарнирного типа, за счет которого происходит вращение валов под разными углами по отношению друг к другу. Именно этот компонент чаще всего выходит из строя и подлежит замене.
Крестовина может быть выполнена в различной конструкции, в зависимости от того, для каких оборотов она предназначена – для больших, или для малых. В первом случае она оснащается подшипниками большего диаметра, но это значительно снижает ее стойкость к нагрузкам ударного типа и приводит к сокращению крутящего момента. Элементы для малых оборотов способствуют передаче большего крутящего момента, так как в конструкцию включено несколько небольших роликов, расширяющих площадь поверхности контакта. Данная конструкция способна выдержать большие ударные нагрузки.
Главный элемент крестовины – подшипник, который имеет различные параметры в зависимости от типа автомобиля, его марки и т.д.
Профессиональная замена крестовины, не снимая кардана
Для диагностики неисправностей потребуется определенное оборудование, а также инструмент, который не всегда найдется в гараже автовладельца. Кроме того, не каждая частная мастерская оборудована ямой или подъемником, без которых произвести тщательный осмотр составных элементов кардана не получится. Лучше приехать в автосервис и позволить разобраться в проблеме опытным автомеханикам.
Загнав автомобиль на яму или подъемник, ему зафиксируют фланец, который выходит из коробки передач, или раздаточной коробки, и поворачивая вал из стороны в сторону проверят, имеется ли люфт. Если он обнаружен, то это требует незамедлительной замены крестовины, так как эксплуатировать автомобиль в таком состоянии недопустимо.
Если оставить такую поломку без внимания, то это приведет к выходу из строя других элементов подвески и трансмиссии, и может стать причиной неисправности:
- Эластичной муфты;
- Мостов;
- Кардана;
- Коробки передач.
Поэтому лучше выполнить замену, обеспечив себе безопасность и уверенность на дороге.
Выполнение работ по замене крестовины карданного вала требуют большой внимательности и аккуратности. Чаще всего для этого демонтируют кардан, для более удобного и простого доступа к заменяемым деталям. Но, при наличии опыта и знания особенностей конкретного автомобиля снятие и замена возможна и без демонтажа кардана, но при условии наличия специального съемника. Использование данного инструмента позволяет снять крестовину и составные части кардана без их механического повреждения.
Перед установкой новой крестовины следует обязательно подготовить посадочное место, прочистив его от пыли и грязи. А при выборе стоит учитывать тип и размер крестовины, который зависит от марки авто, его года выпуска и типа установленного агрегата.
Замена крестовины, не снимая кардана в том числе, должна выполняться только опытным и квалифицированным сотрудником, с использованием специализированного инструмента.
Крепление крестовины карданного вала
В зависимости от модификации элемента, крепление крестовины карданного вала может быть различным.
Для этого могут использоваться такие основные виды соединений:
- Кернение;
- Внутренние стопорные кольца;
- Внешние стопорные кольца;
- Крышки с болтами;
- Бугели и стопорные кольца.
В зависимости от того, какое крепление используется в конкретном автомобиле, будет происходить замена крестовины. Например, крестовины, с кернением требуют соблюдения сложного технологического процесса при замене и могут устанавливаться только в сборе с карданным валом. Они выполнены в неразборной конструкции.
Однако, некоторые современные автомастерские имеют специально оборудование, позволяющее выполнить замену такого типа крестовины, с посадкой ее на стопорные кольца. Стоит учитывать, что замену крестовины с кернением можно заменять не более трех раз, после чего узел придется все-таки заменить полностью. После замены такого типа крепления крестовины следует обязательно выполнять балансировку карданного вала.
Постоянно находясь под нагрузкой, крестовина испытывает колоссальные нагрузки, которые сказываются на ее работоспособности и приводят к появлению люфта в подшипниках. Поэтому для продления их эксплуатационного ресурса стоит следить за количеством смазки. Однако, стук и скрипы в карданной передаче свидетельствуют о необходимости замены крестовины карданного вала.
Поэтому, лучше обратиться за помощью в автосервисную мастерскую, где работы выполнят быстро и качественно, и предоставят на них гарантию, избавив автовладельца от необходимости выполнения сложного ремонта самостоятельно.
Признаки необходимости замены и их причины
Различные разнонаправленные нагрузки способствуют тому, что крестовина постоянно испытывает повышенные нагрузки.
Кроме прямого механического воздействия, срок эксплуатации карданного вала зависит и от особенностей использования техники.
Среди основных признаков неисправности крестовины карданного вала можно отметить:
- Появление стука при начале езды;
- Посторонние звуки при переключении скоростей;
- Вибрации, передающиеся на кузов в определенном скоростном режиме.
Причинами уязвимости и выхода из строя крестовины карданного вала могут стать:
- Заводской брак детали;
- Изношенные подшипниковые узлы;
- Отсутствие герметичного соединения сальников, что приводит к утечке смазки;
- Повреждение элемента, которое вызвано ударом о препятствие или твердый предмет;
- Продолжительная работа под большой нагрузкой, которая приводит к быстрому выходу из строя крестовины.
При поломке элемента не стоит оставлять это без внимания, необходимо принимать меры незамедлительно. Лучше всего не пытаться самому устранить проблему, ведь без надлежащей диагностики и специализированного инструмента, а также опыта ремонтных работ, можно не только неправильно выполнить замену, а и навредить автомобилю. Лучше довериться профессионалам, которые знают свое дело.